© Елена Клюева

Детская зависимость от гаджетов. Как помочь ребёнку

Современный человек начинает выстраивать свои отношения с гаджетами с раннего детства. И многие родители сталкиваются с ситуацией гаджетозависимости у своих детей. Как ребенку не стать рабом смартфона с юных лет?

Рабы смартфона с юных лет - гаджетозависимость у детей

Важно понимать, что приводит к формированию этой зависимости и что можно сделать, чтобы ребёнку было интересно жить и играть в реальной жизни, а не в виртуальной. В этой статье будем разбираться с темой гаджетозависимости.

Содержание

Функция гаджетов в развитии детей

Дети познают мир через игру. И именно игровая деятельность является основной для их развития. Важно понимать, что игры в гаджетах имеют свое полезное влияние, при этом родителям важно позаботиться о том, чтобы у ребёнка были интересные и увлекательные игры в реальной жизни.

Детская нервная система и гаджеты

Нервная система детей будоражится при взаимодействии с гаджетами, поэтому важно постепенно осваивать мир виртуальных игр.

Например, в начальной школе без негативных последствий для нервной системы можно позволять ребёнку играть в пределах часа. А к 13 годам постепенно увеличивать время игры до 2 часов в день. При этом в период каникул время игры можно немного увеличивать, так как нет школьной нагрузки и есть возможность отдыхать больше.

Разрушительное влияние гаджетов на детскую психику

Основные причины формирования гаджетозависимости у детей

  1. Отсутствие или недостаток эмоциональной близости между родителями и ребёнком. Не многие взрослые разбираются в своих эмоциональных потребностях, они не освоили эту тему, поэтому не могут осознавать детские потребности и откликаться на них. В этом случае гаджеты становятся суррогатными партнёрами, вместо того чтобы строить отношения с людьми, дети начинают их строить с гаджетами.
  2. Гаджет как спасение от переживаний. Если родители не помогают детям справиться с их переживаниями, не обсуждают их, то гаджет может иметь обезболивающую функцию.
  3. Отсутствие или недостаток интересного взаимодействие в семье. Если в семье родители постоянно уставшие и занятые, то детям проще уйти в виртуальный мир, где не будет уставших и угрюмых взрослых.
  4. Гаджет для снижения напряжения. Дети не могут самостоятельно справляться со своим напряжением, при этом многие не хотят беспокоить родителей своими переживаниями, потому что видят напряжённую ситуацию в семье. В этом случае дети могут пробовать снижать своё напряжение через доступное им удовольствие — игры в гаджеты.
  5. Необходимость проявлять «плохие» чувства. Если родители не обладают эмоциональной грамотностью, то они могут разделять чувства на «хорошие» и «плохие». И это имеет свои последствия для детей. Если в семье под запретом злость, но при этом она всё равно будет возникать у каждого живого человека, поэтому логично использование гаджетов для безопасной разрядки и выражение запретных чувств. В результате такого подхода дети ни смогут освоить экологичное выражение «плохих» чувств.
  6. Уход от идеальной жизни. Если в семье приняты фанатично-правильные устои, то ребёнок может стремиться к свободе и счастью, он хочет быть живым, а не идеальным. В данном случае проживать свою неидеальную жизнь можно в гаджетах.
  7. Копирование зависимого поведения у родителей. Это может быть трудоголизм и прочие деструктивные зависимости. Всё зависимые люди испытывают сильное напряжение и через зависимости пытаются убежать от него. При этом научая детей своим примером справляться с жизнью через зависимое поведение.

Как помочь ребенку вернуться в реальную жизнь

  1. Расставьте приоритеты. Есть ли у Вас время на воспитание своих детей? Воспитание предполагает помощь ребёнку в адаптации к самостоятельной жизни. Хотите ли Вы, чтобы ваши дети выросли во взрослых зависимых людей?
  2. Оживите сами. Если хотите, чтобы ребёнок захотел вернуться в мир живых людей, то начните процесс оживления с себя. Изучайте себя, мир своих переживания, эмоций и перестаньте играть роль замученного жизнью и очень серьёзного человека. Возможно, для этого Вам понадобится пройти курс психотерапии, чтобы позволить себе стать счастливым и живым человеком.
  3. Преобразуйте любую деятельность ребёнка в игру, чтобы он как можно больше играл в реальной жизни. И играйте с ним. Даже домашние дела можно превратить в интересную игру.
  4. Эмоционально включайтесь при взаимодействии с детьми. Когда играете с детьми, то думайте про игру, свои эмоции, наблюдайте за реакцией и эмоциями своих детей. К решению проблем и задач Вы сможете вернуться после игры.
  5. Побуждайте ребёнка взаимодействовать в реальном мире. Важно найти подход к своему ребенку и заинтересовать его играми в реальном мире. Пробуйте разные игры, наблюдайте за реакцией ребёнка и спрашивайте его мнение.
  6. Позволяйте себе проживать яркие чувства и эмоции в контакте с детьми. Играть в интересную игру с родителями, которые сами получают удовольствие от игры — это гарантия проживания детьми ярких эмоций в реальной жизни.
  7. Не живите в своём прошлом, ориентируйтесь на реальность, где есть гаджеты. Когда-то люди писали перьями и чернилами, а сейчас уже совсем другие времена и важно помочь ребёнку подготовиться к реальной жизни.
  8. Создайте расписание для ребёнка. Структура в виде расписания помогает разгрузить детскую психику и помогает освоить навык выстраивать иерархию потребностей. И непременно добавляйте эмоциональное тепло в тему создания и поддержания расписания, чтобы не превратить жизнь ребёнка в жестокое следование правилам.
  9. Учитывайте мнение ребёнка и пересматривайте его расписание. Спрашивайте мнение ребёнка, о том какие секции он хочет посетить. Достаточно ли ему времени для игр, общение с друзьями и отдых? И достаточно ли у Вас совместного времяпрепровождения?
  10. Учитывайте специфику волевой сферы у ребёнка. Волевая сфера развивается до 25 лет, поэтому ребёнку сложнее остановиться, проявив силу воли. Ему нужна заботливая помощь в освоении этой сферы, поэтому ежедневного через вежливые напоминания помогайте ребёнку останавливаться и прекращать играть в гаджетах.
Маленькая девочка со смартфоном в руках

Это можно сделать через заблаговременные и доброжелательные предупреждения. Например, за 30 минут, за 15 минут и потом за 5 минут. Дайте ему время для переключения с одного вида деятельности на другой.

С пониманием относитесь к недовольству ребёнка, он может злиться, а Вам в ответ важно понимать, что реакция злости является нормальной. Для этого можете взять за основу следующую конструкцию: «Я вижу, что ты обижаешься и злишься, когда я прошу тебя выключить ноутбук через 15 минут. Понимаю тебя и при этом мне становится неприятно от твоего поведения. Поэтому прошу тебя реагировать поспокойнее».

Такое отношение способствуют формированию у ребёнка уверенности в том, что его чувства важны, при этом важно и соблюдать договоренности. Также важно при общении с ребёнком отделять личность от действий, поясняйте, что Вам неприятно его поведение, а не он сам. Важно, чтобы ребёнок не чувствовал себя отвергнутым и нелюбимым.

Заключение

Никто не рождается с зависимым типом поведения. Поэтому родителям важно взять на себя ответственность за своих детей и начинать с выявления причин, которые привели к формированию гаджетозависимости у ребёнка.

А если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, обязательно обращайтесь за профессиональной помощью.

© 2023 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора