© Рамиль Гарифуллин
Преступная школьная травля и буллинг в России
Необходимо признать, что проблема травли или буллинга остро возросла в российских школах.

Наконец-то и в Казани после убийственных событий в 175 гимназии эти проблемы перестали игнорироваться (в мае 2021 в Казани 19-летний Ильназ Галявиев напал на гимназию № 175. В результате погибли девять человек). В Татарстане возросло число звонков детей на телефон доверия — в основном школьники жалуются на буллинг и взаимоотношения в школе среди одноклассников.
Так, в 2020 году на детский телефон доверия поступило 32811 звонков, а в 2021-м их количество достигло 35245.
Значительно выросли звонки на детский телефон доверия в 2020 году, и в 2021-м продолжился рост. Всего 35 тысяч звонков.
Читаешь или слушаешь отчеты директоров школ. Как будто нет проблем? Все выражено мягко, замаскировано под импортное слово «буллинг», а реально это обычная школьная травля, дедовщина, разбор, уголовное хулиганство с риском для жизни детей и подростков.
Нужны ли мощные инвестиции в решение этой проблемы с помощью организации психологической службы в школе?
Тема школьных инвестиций в эту проблему — это иная проблема. Здесь нужен мощный контроль за нецелевым освоением этих финансовых средств. Нужно изучать скрытые мотивы этих инвестиций. Данная моя статья не об этом.
Увы! Практика и история школьных психологов в России показала, что школьные психологи — это почему-то не помощь детям, а лишь стукачество к директору школы. Более того, статистика и опросы школьников показывают, что чаще всего ученик к школьному психологу сам не ходит, так как знает, что через некоторое время весь разговор узнает директор и для школьника это обернется еще большей проблемой. Конечно, не всегда так бывает, но сущность происходящего в этом явлении схвачена.
Таким образом, школьные психологи не могут помочь детям решить конфликт со сверстниками, с учителями, с родителями. То есть, не могут оказать психологическую помощь. А зачем тогда содержать психологов в школах, если дети им не доверяют?
Школьный психолог это просто декорация!
В чем заключаются социальные и социально-психологические причины преступной травли, хулиганства и разбоев в школе?
Приведу лишь некоторые причины:
- Общество стало кастовым. По сути, школы разделены на бедные для нищеты и богатые («элитные»).
- Демотивация учителей. Это нежелание и неумение учителей выстраивать общение с подростками. Учителя не пытаются познать то, что чувствуют учащиеся, не обязательно школьные отморозки. У учителей нет сил для этого, в силу истощения от школьной бюрократизации.
- Буллинг со стороны самих учителей. Директор школы бывает даже в курсе. Ведь главное — рейтинг школы! Учительский буллинг — не менее страшное явление. И достаточно распространенное. И безнаказаное!! А теперь временем, дети вынуждены из-за этого менять школы.
- Среди учащихся школ есть представители ОПГ и всяческой гопоты. Во время психотерапии как-то услышал от одного своего пациента, как местная школьная гопота издевалась над ребятами из корреционного класса, т.е. над ребятами с отклонениями в развитии. Были побои. Это ужас!
- Парадоксально, но чаще всего жестокая травля и буллинг идет от детей из экономически благополучных семей. Они мнят себя хозяевами жизни!
- Игнорирование и эмоциональная тупость педагогов. По сути, с молчаливого согласия, одобрения и наплевательства учителей травля в большинстве случаев и развивается. Есть конечно сильные и мотивированные педагоги, но это редкость!
- Исчезновение настоящей и полезной работы классного руководителя. Раньше от классного руководителя многое зависело. Раньше этот педагог знал класс изнутри.
- Дети родителей — спонсоров школы.
- Социальные сети как инструмент буллинга учащихся и учителей. Интернент-буллинг, фото-буллинг, видео-буллинг. В школе телефоны запрещают, чтобы дети не снимали буллинг учителей. Только телефоны детей отрезвляют учителей.
- Деструктивная культура травли давно используется у взрослых, то есть у тех, кто вне школы. А дети и их учителя — это лишь продолжение нашего общества.
Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета, кандидат психологических наук, заслуженный работник культуры РТ.
© Р.Р. Гарифуллин, 2022 г.© Публикуется с любезного разрешения автора