Зачем нужно красить?
Помещение, отделанное вагонкой, аккуратно выглядит, наполняется приятным ароматом и обладает комфортной атмосферой, которую поддерживает древесина. Обрадовавшись такому эффекту, хозяин не спешит браться за кисть или валик и наносить на естественную роскошь какие-либо «химические» вещества. Но не все они портят покрытие — большинство, наоборот, улучшают.
К финишной обработке вагонки предрасполагают следующие факторы:
- Пожароопасность. В случае возгорания огнеупорная пропитка сможет задержать развитие катастрофы и дать жильцам возможность безопасно эвакуироваться. К сожалению, ни один подобный состав не способен полностью блокировать распространение пламени.
- Ультрафиолет. Комната никогда не освещается равномерно. В тех местах, куда из окон падает солнечный свет, деревянное покрытие уже через пару лет заметно потемнеет. Чтобы этого не произошло, необходимо нанести хотя бы лак.
- Микроклимат. Вагонкой часто оформляют утилитарные помещения: кухни, балконы, веранды, бани. Там ламели постоянно подвергаются перепадам температур и влажности. Сухость и холод заставляет их сжиматься, а сырость и жара — разбухать, синеть, гнить и плесневеть. Нивелировать негативное влияние среды помогают антисептики и влагозащитные средства.
- Вредители. Древесиной любят полакомиться насекомые: короеды, термиты, древоточцы. Защитить собственность от покусительств позволяют противопаразитарные составы, наносить которые приходится неоднократно.
- Износ. Со временем истираются даже стены и потолки, не говоря уже о риске ударов, царапин и сколов. Чтобы сделать вагонку устойчивой к повреждениям, ее нужно обеспечить соответствующим покрытием.
- Дизайн. Какой бы прекрасной вам поначалу ни казалась деревянная облицовка, она утратит первозданный лоск или просто надоест. И тогда захочется освежить ее, облагородить новой текстурой или оттенком.
Защитные составы
Деление покрытий для вагонки на защитные и декоративные условно, поскольку вещества из первой группы часто выступают компонентами средств из второй, сами могут дополняться пигментами и смешиваться друг с другом.
Антипирены
Составы на основе натриевых солей и фосфорных кислот под воздействием нагревания вспениваются и выделяют газы, мешая возгоранию и распространению огня. Евровагонка, сделанная в соответствии с международными стандартами, уже обработана качественным антипиреном. Материалы низкого ценового сегмента требуют нанесения огнеупорной пропитки перед монтажом, чтобы ламели оказались защищенными со всех сторон.
Антисептики
Средства производятся на основе воды, растворителя, органических и искусственных масел. Водные и нитроантисептики страхуют вагонку от гнили, грибка и паразитов, однако с уже имеющимся массивным заражением справляются плохо. Масляные составы действуют дольше и эффективнее, к тому же наделяют древесину водоотталкивающими свойствами.
Масло
Пропитывание вагонки натуральными маслами, например льняным или тиковым, придает ей легкое благородное сияние, делает цвет глубже, а рисунок явственнее. Дерево при этом не утрачивает способности дышать, но лучше противостоит воздействию повышенной влажности. Олифа для таких целей сейчас используется редко, поскольку нуждается в подновлении и делает древесину липкой.
Воск
Препараты на основе парафина защищают вагонку от намокания надежнее, чем масла, но обычно комбинируются с ними. Бывает прозрачное и тонирующее масло-воск с обеззараживающей и огнеупорной функцией. Выпускаются такие средства в твердом и жидком виде, что определяет способ нанесения: кистью, ветошью, безворсовыми тампонами. Эффект тоже разный — от легкого глянца до выраженного блеска.
Грунтовка
Хорошие грунтовочные смеси производятся на алкидной, акриловой и шеллаковой основе. Можно самостоятельно приготовить клеевой раствор ПВА, но его эффективность будет ниже. Предварительное грунтование древесины необходимо для того, чтобы финальное покрытие ровнее ложилось и дольше держалось. Грунтовка обычно напыляется краскопультом в 2-3 слоя, каждый из которых должен просохнуть.
Отбеливатель
Выбеленная древесина прекрасно смотрится в деревенских интерьерах (кантри, прованс), но к использованию отбеливателей и дезинфекторов часто толкает не стиль, а грибковое поражение вагонки или некрасивые следы ржавчины вокруг металлических крепежей. Решить эту проблему кардинально позволяют хлорсодержащие препараты, а эффект легкого осветления способны обеспечить щадящие составы на основе перекиси, щавелевой кислоты или аммиака. Перед нанесением с поверхности соскребают грязный налет, а по завершении воздействия обмывают и сушат.
Декоративные покрытия
Составы из этой группы дополняются антисептиками, антипиретиками, водоотталкивающими, солнцезащитными и противоударными компонентами. Информация об этом всегда указана на упаковке.
Морилка
Бейцы бывают водные, масляные, восковые, акриловые и спиртовые. Для обработки вагонки внутри дома лучше подходят средства на основе акрила, воска или масла, поскольку первые долго сохнут, а последние резко пахнут. После обработки морилкой ламели необходимо обеспечить финишным покрытием, например лаковым.
Лазурь
Это вещество, как морилка, мягко тонирует вагонку, сохраняя и подчеркивая природный узор, придает бюджетной древесине вроде сосны сходство с благородными сортами (буком, грабом, венге). Отличия лазури от бейца заключаются в составе (только на основе воды, масла или растворителя), толщине покрытия (есть тонкослойные, среднеслойные и толстослойные), глянцевом блеске и самостоятельности.
Краска
Если необходимо радикально изменить цвет вагонки, а рисунком дерева можно пренебречь, используйте масляную, водоэмульсионную или акриловую краску. Последний вариант предпочтительнее для внутренних работ, поскольку не требуют применения защитных средств, не беспокоят едким запахом и оперативно высыхает. Наносят краску широкой кистью или валиком.
Лак
Такие составы делятся на акриловые, алкидные и полиуретановые. Для обработки вагонки в жилом отапливаемом помещении с комфортной средой подойдет доступный и безопасный акриловый лак. Если нужно защитить покрытие от фотостарения, выбирайте алкиды на основе фталевых смол и растворителя, а максимальную прочность обеспечит полиуретан.
Как правильно красить?
Результат высочайшего класса подразумевает поштучную пропитку, грунтовку и окраску вагонки. То есть предстоит отобрать нужное количество ламелей, подрезать их в соответствии с конфигурацией обшивки, выполнить все этапы обработки, дождаться полного высыхания материала, и только потом приступать к монтажу. Осуществить это сложно — потребуется просторное помещение с подходящим микроклиматом. С другой стороны, вагонку будет удобнее ошкуривать, чем, например, когда она уже на потолке.
Такой подход обусловлен необходимостью защиты ламелей со всех сторон и подвижностью древесины — она усядется, могут образоваться зазоры, и чем ярче оттенок, тем заметнее они будут.
Пошаговая инструкция
- Разгрузите вагонку там, где она будет использоваться, снимите полиэтиленовую упаковку и оставьте на 72 часа для акклиматизации.
- Отсортируйте ламели — некондиционные сгодятся для тестирования декоративных составов. Безупречные экземпляры отшлифуйте на машинке или вручную наждачной бумагой 250-280 круговыми движениями с лицевой стороны и в местах соединения шип-паз.
- Загрунтуйте вагонку дважды, всякий раз дожидаясь просыхания древесины, которое занимает до трех суток, в зависимости от средства и атмосферы в помещении. Перед этим при необходимости используйте защитную пропитку.
- Нанесите выбранное декоративное покрытие рекомендуемым способом, а когда высохнет, отшлифуйте повторно — волокна древесины почти наверняка поднимутся и приведут к шероховатости. Качественное грунтование позволяет избежать этой ситуации.
- Покройте вагонку вторым и последующими слоями ЛКМ, чтобы получить задуманный результат.
Существует общее правило для сильно пигментированных составов — их набирают на инструмент понемногу и наносят осторожными продольными мазками в одном направлении, а не туда-сюда.
Можно придать вагонке необычный вид с помощью художественных приемов:
- лессировка — берут краску двух-трех гармоничных оттенков разной степени насыщенности, наносят друг на друга, начиная с самого темного цвета и двигаясь к самому светлому, высохшую поверхность неравномерно затирают наждачкой, чтобы получить эффект многократного перекрашивания;
- браширование — ламели обдирают грубой металлической щеткой, а затем покрывают морилкой и воском или лаком, чтобы возникла иллюзия благородной состаренности древесины.
Иногда по неясной причине вагонка окрашивается неравномерно, хотя мастер действует правильно и аккуратно. В этом не его вина, просто дерево, как любой живой материал, имеет неоднородную структуру: где-то средство проникает лучше, где-то хуже. Избежать пятен помогает, опять же, тщательная грунтовка.
Видео для новичков